Жилищно-коммунальное хозяйство страны - одна из самых энергозатратных отраслей хозяйствования, и одновременно одна из самых отсталых в плане внедрения современных технологий экономии энергоресурсов. Если новый дом по умолчанию оснащается системами контроля и регулирования энергии еще на этапе проектирования, то старый жилой дом использует системы энергоснабжения с таким КПД, за который в Западных странах управляющая организация была бы моментально упразднена, а дом бы был признан негодным к эксплуатации. К сожалению отечественное коммунальное хозяйство сильно отстало, и спасает положение только относительно невысокая стоимость энергоресурсов и неразбериха в самой отрасли, не позволяющая уже на протяжении долгих лет вменить ответственность за растрату энергии исполнителям на местах.
Одна из статей экономии энергоресурсов на этапе распределения потребителям - система подкачки воды в многоквартирном доме. Для эффективного регулирования напора и подачи в зависимости от факторов потребления (потребности потребителя) в современных домах применяется автоматизированная система подкачки, с большой точностью позволяющая регулировать поток воды через водяной насос здания.Практика применения в ЖКХ систем автоматизированного регулирования насосными агрегатами показывает срок окупаемости оборудования не больше года. Применение же нового оборудования позволяет:
- снизить расход электроэнергии
- снизить расход воды
- снизить расход тепла
- снизить вероятность возникновения аварийной ситуации в сети
Самый ощутимый эффект от внедрения частотного регулирования (ЧРП) - при установке системы на водяные насосы холодного и горячего водоснабжения. Потребление горячей и холодной воды в многоквартирном доме - очень нерегулярная величина, зависящая в основном от времени суток. Нерегулярность легко компенсируется регулятором - системой частотного регулирования на насосных агрегатах.
В чем же сложность? Почему ЧРП на водяных насосах в ЖКХ не внедрен повсеместно?
Выделим основные причины, на наш взглял являющиеся причиной проблемы:
1. Отрасль ЖКХ сильно отстала в организационном плане. Заработная плата сотрудников ЖКХ настолько низкая, специалисты настолько непрофессиональные, что говорить о каком-либо внедрении новых систем просто смешно. Сотрудники государственного ЖКХ способны лишь поддерживать в работоспособном состоянии допотопные системы и латать аварии.
2. Отсутствие средств для финансирования проектов модернизации. Структура ЖКХ претерпевает реформу уже который год, а средств на "маневр" как не было, так и нет. Все свободные средства отправляются обычно на погашение долгов и ремонтные работы.
Надеждой на оздоровление ситуации является сегодня создание ТСЖ в многоквартирных домах и районах, в результате такой новой пока для нас хозяйственной деятельности появляются люди, способные более эффективно планировать бюджет ЖКХ на отдельно взятом его участке (дом, район), а затем проводить модернизацию систем водоснабжения за счет сэкономленных на управлении средств.